Качество образования является стратегическим приоритетом для Российской Федерации. Целью национального проекта «Образование» определено вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Инструментом определения качества общего образования являются международные сравнительные исследования, в том числе PISA, где у российских школьников невысокие результаты, обусловленные затруднениями с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач
Что такое «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Основные сферы функциональной грамотности:
- читательская грамотность
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность
Обобщенные характеристики функциональной грамотности:
- финансовая грамотность
- глобальная компетенция
- креативное мышление
Об итогах совещания заместителейруководителей общеобразовательных организаций
Об итогах мониторинга созданияв ОО условий для формирования функциональнойграмотности обучающихся.
Электронный банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся