188560, Ленинградская обл., г. Сланцы, пер. Почтовый, д. 3
Версия для слабовидящих
Главная » Образование » Описание основных сфер функциональной грамотности
Описание основных сфер функциональной грамотности

Описание основных сфер функциональной грамотности

Читательская

Математическая

Естественно-научная

Определение и отличительные черты

▪ Под читательской грамотностью подразумевается способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания и возможности и участвовать в жизни общества.

▪ Она включает способность учащихся понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и грамотно излагать свои мысли о прочитанном.

▪ В исследовании оценивается не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. Основное внимание уделяется «чтению для обучения», а не «обучению чтению», поэтому самые базовые навыки чтения не оцениваются.

▪ Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процессов, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

▪ Математическая грамотность связана с широким и функциональным спектром использования математики. Работа в этой области требует умения распознавать и формулировать математические задачи в различных ситуациях.

▪ Под естественно-научной грамотностью понимается способность использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в отношении естественно-научных проблем; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естествознанием.

▪ Естественно-научная компетенция требует понимания научных концепций, а также способности воспринимать явления через перспективу науки и технологии и обосновывать факты на основании научных доказательств.

Компетенции/ мыслительные процессы

▪ Включает различные когнитивные процессы, которые можно объединить в три группы:

. находить и извлекать информацию;

. интегрировать и интерпретировать информацию;

. осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

▪ Три группы мыслительных процессов определяют навыки математической компетенции:

. формулирование ситуации математически;

. применение математических понятий, фактов, процедур размышления;

. интерпретация, использование и оценка математических результатов.

▪ Три группы процессов в области естественно-научной грамотности:

. научное объяснение явлений;

. применение методов естественно-научного исследования;

. интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Содержательные области

▪ Задания по читательской грамотности подразделяются по структуре используемого текста:

. сплошной (например, отрывки из художественных произведений);

. несплошной (например, географические карты, списки).

Тексты могут быть классифицированы по следующим темам:

человек и природа; путешествия по родной земле; изучение планеты; научные открытия; будущее; смысл жизни; человек и технический прогресс; экологические проблемы; великие люди нашей страны; межличностные отношения

взаимодействие людей в обществе; безопасность; здоровье; школьная жизнь; выбор товаров и услуг; человек и книга

▪ Группы соответствующих математических областей и понятий:

. изменения и зависимости (алгебра);

. пространство и форма (геометрия);

. неопределенность и данные (ТВ и статистика);

. количество (арифметика).

▪ Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (содержательное знание), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).

Содержательное знание:

. физические системы (физика и химия);

. живые системы (биология);

. науки о Земле и Вселенной (география, геология, астрономия).

Процедурное знание:

. методы получения научного знания;

. исследовательские процедуры.

Контекстные категории реального мира

▪ Контекстные категории определяются контекстом, для которого был создан текст задания:

. личный;

. общественный;

. практический;

. образовательный.

▪ Область применения математики подчеркивает ее использование в личных, социальных и глобальных ситуациях, таких как:

. личная жизнь;

. образование/ профессиональная деятельность;

. общественная жизнь;

. научная деятельность.

▪ Область применения естественных наук подчеркивает ее использование на трех уровнях:

. личностный;

. местный/национальный;

. глобальный.

Контекст использования знаний в области естественных наук основывается на следующих категориях:

. здоровье;

. природные ресурсы;

. окружающая среда;

. опасности и риски;

. новые знания в области науки и технологии.

           

Обобщённые характеристики функциональной грамотности

В каждый цикл международной программы PISA, помимо оценки основных сфер грамотности, включается инновационный аспект функциональной грамотности: в 2012 — финансовая грамотность, в 2018 — глобальная компетенция, а в 2022 — креативное мышление.

Финансовая грамотность

Такие тенденции, как изменения в сфере финансовых услуг (в том числе диджитализация), изменение демографической ситуации (старение населения), наличие карманных денег и доступ к финансовым продуктам для молодежи определяют финансовую грамотность будущих поколений как одну из самых актуальных тем повестки дня для многих стран. Отсутствие финансовой грамотности лишает людей возможности принимать соответствующие финансовые решения, что, в свою очередь, может иметь колоссальные неблагоприятные последствия как для личной, так и, в итоге, для глобальной финансовой устойчивости. Школы наделены прекрасными возможностями для продвижения финансовой грамотности среди учащихся посредством как хорошего базового образования, так и введения дополнительных финансовых тем в математику и другие предметы.

Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Оценка финансовой грамотности показывает, насколько учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем.

Глобальная компетенция

Глобализация подразумевает не только распространение инноваций и повышение стандартов качества жизни, но и в то же время способствует социальному расслоению и экономическому неравенству и, соответственно, усилению миграционных потоков. Открытое и гибкое отношение учащихся к другим культурам, ценностям и вероисповеданиям будет иметь жизненно важное значение в будущем. Задача общества в целом и образовательных учреждений в частности в данном контексте состоит в том, чтобы помочь учащимся научиться мыслить автономно, а также полностью осознавать плюрализм и многогранность современной жизни.

Понятие глобальной компетенции включает в себя осведомленность и заинтересованность в глобальных тенденциях развития, понимание и умение ценить точки зрения и мировоззрения представителей других культур или взглядов, способность эффективно взаимодействовать с людьми из разных культур и действовать в интересах коллективного благополучия и устойчивого развития. Согласно Общеевропейской шкале компетенций (The European Reference Framework of Competencies for Democratic Culture) знание определяется как “количество информации, которым владеет человек”, в то время как понимание является “осмыслением и восприятием значения”. Термин критического понимания используется для того, чтобы акцентировать внимание на осмыслении и восприятии значения в контексте демократических процессов и межкультурного диалога c целью активного размышления и критической оценки понятого и интерпретируемого, в противопоставление автоматической, привычной и неосмысленной интерпретации. Согласно шкале глобальных компетенций ОЭСР, ученики, владеющие этой компетенцией, могут объединить свои знания о глобальных и межкультурных явлениях с критическим пониманием для получения информированного мнения о конкретном явлении. Ученики, достигающие высоких показателей в этой компетенции, используют мыслительные навыки, позволяющие вычленить и взвесить факты для того, чтобы размышлять о глобальных изменениях и аргументировать принятые решения. Более того, они могут, основываясь на дисциплинарных знаниях и способах мышления, изученных в школе и за ее пределами, задавать вопросы, вычленять и анализировать фактическую информацию, объяснять феномены и вырабатывать собственную позицию относительно локальных и глобальных явлений.

Креативное мышление

Креативное мышление определяется как способность продуктивно участвовать в генерировании, оценке и улучшении идей, результатом которых могут быть оригинальные и эффективные решения, прогресс в знаниях и впечатляющее выражение воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
Адрес: 188560, Ленинградская обл., г. Сланцы, пер. Почтовый, д. 3
Телефон: 8 (81374) 2-32-73, 8 (81374) 2-32-91 (факс)
Бухгалтерия: 8 (81374) 2-15-09

Сайт администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 80941 от 23.04.2021, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель: Администрация Сланцевского муниципального района Ленинградской области

Адрес редакции: 188560, Ленинградская обл., Сланцевский р-н, г. Сланцы, Почтовый пер., д. 3

Главный редактор: Милютинов Евгений Андриянович

Телефон редакции: 8(81374) 23273     E-mail: slanmo@slanmo.ru

Все права защищены. Создание сайта: www.novcit.ru

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: