Администрация муниципального образования
Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21.11.2023
№ 2084-п
Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
В соответствии со статьями 7 и 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», областным законом Ленинградской области от 06.06.2016 года № 44-оз «Об отдельных вопросах проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Ленинградской области», администрация Сланцевского муниципального района п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, согласно приложению.
2. Структурным подразделениям администрации Сланцевского муниципального района в пределах своих полномочий проводить оценку регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизу муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.
4. Признать утратившими силу постановления администрации Сланцевского муниципального района от 25.11.2020 № 1647-п «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области» и от 24.02.2020 № 235-п «О внесении изменений в постановление администрации Сланцевского муниципального района от 25.11.2020 № 1647-п «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области».
5. Постановление вступает в силу на следующий день после дня его опубликования.
6. Контроль за исполнением возложить на заместителя главы администрации – председателя комитета финансов Павлову Ю.В.
Глава администрации
муниципального образования М.Б. Чистова
УТРЕРЖДЕН
постановлением администрации
Сланцевского муниципального района
от 21.11.2023 № 2084-п
(приложение)
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет последовательность действий при проведении оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее – проекты актов) и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее – акты) органов местного самоуправления муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (далее – орган местного самоуправления).
1.2. ОРВ проектов актов осуществляется в целях принятия обоснованных решений о выборе способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов такого регулирования, проводимого в том числе с учетом мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
1.3. Выбор лучшего из вариантов предлагаемого правового регулирования основывается на сопоставлении возможных положительных и отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) их введения в сравнении с существующим к моменту проведения ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.4. Процедуре ОРВ подлежат проекты решений Совета депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, проекты постановлений администрации Сланцевского муниципального района:
устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования);
устанавливающие новые, изменяющие или отменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
устанавливающие, изменяющие или отменяющие ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности».
1.5. ОРВ не применяются в отношении:
- проектов муниципальных нормативных правовых актов представительного органа, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов представительного органа, регулирующих бюджетные правоотношения;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
1.6. ОРВ проектов актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, бюджета муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.
1.7. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и определения:
уполномоченный орган – отдел экономического развития и инвестиционной политики администрации Сланцевского муниципального района;
регулирующие органы – все структурные подразделения администрации Сланцевского муниципального района, осуществляющие в пределах предоставленных полномочий функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах общественных отношений;
публичное обсуждение - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта акта, организуемое регулирующим органом в ходе проведения ОРВ и уполномоченным органом в ходе подготовки заключения об ОРВ проекта акта, либо при проведении экспертизы акта;
официальный сайт - специализированный ресурс в сети «Интернет», предназначенный для размещения сведений о проведении ОРВ проектов актов и экспертизы актов;
свод замечаний и предложений - документ, содержащий свод замечаний и предложений участников публичного обсуждения по итогам проведения обсуждения концепции предлагаемого правового регулирования, ОРВ проекта акта или экспертизы акта, оформляется регулирующим органом, являющимся разработчиком проекта акта;
обсуждение концепции предлагаемого правового регулирования - этап процедуры ОРВ, в ходе которого осуществляется размещение уведомления о разработке нового правового регулирования, обсуждение идеи данного правового регулирования с заинтересованными лицами, подготовка и размещение на официальном сайте свода замечаний и предложений;
пояснительная записка – документ, содержащий выводы по итогам проведения регулирующим органом исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы; результаты расчетов, издержек и выгод применения вариантов решения проблемы; сведения об установлении новых или изменении ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами обязательных требований для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и связанных с ними дополнительных расходах; сведения об установлении новых или изменении ранее предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами обязанностей для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и связанных с ними дополнительных расходах;
заключение об ОРВ проекта акта - документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения ОРВ, а также об обоснованности полученных результатов ОРВ проекта акта;
заключение об экспертизе акта - документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о положениях муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.
1.8. Проекты решений Совета депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, внесенные не администрацией Сланцевского муниципального района, направляются для проведения ОРВ в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней направляет проекты решений Совета депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в соответствующее структурное подразделение администрации Сланцевского муниципального района по компетенции, которое впоследствии будет выступать в качестве регулирующего органа для проведения ОРВ в соответствии с настоящим Порядком.
По завершении ОРВ проекта решения Совета депутатов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, указанных в абзаце первом настоящего пункта, уполномоченный орган подготавливает заключение об ОРВ проекта акта согласно разделу 4 настоящего Порядка и направляет его для рассмотрения в Совет депутатов.
1.9. Муниципальные нормативные правовые акты, в отношении проектов которых проведена процедура ОРВ, в целях контроля качества ОРВ, а также мониторинга достижения заявленных целей правового регулирования после их введения в действие могут быть подвергнуты оценке фактического воздействия.
1.10. ОРВ проектов актов и экспертиза актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не проводится.
Функции участников оценки регулирующего воздействия
2.1. Участниками ОРВ проектов актов и экспертизы актов являются:
уполномоченный орган;
регулирующие органы;
экспертные, научные, отраслевые, общественные, иные организации, субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, их ассоциации и союзы, граждане и иные заинтересованные лица, принимающие участие в публичном обсуждении при проведении ОРВ проектов актов и экспертизы актов (далее - заинтересованные лица).
2.2. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
информационно-методическое обеспечение проведения ОРВ проектов актов и экспертизы актов;
осуществление контроля за соблюдением процедур ОРВ проектов актов и оценки качества проведения указанных процедур органами местного самоуправления;
подготовка заключения об ОРВ проекта акта и размещение его на официальном сайте для размещения сведений о проведении оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в Ленинградской области в сети «Интернет» - http://regulation.lenreg.ru/ (далее – официальный сайт);
осуществление сбора и анализа предложений для включения в план проведения экспертизы актов и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района;
принятие решения о включении муниципального нормативного правового акта в план проведения экспертизы актов и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района на текущий год;
формирование и утверждение плана проведения экспертизы актов и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района на текущий год;
проведение экспертизы актов и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района;
подготовка заключения об экспертизе актов и оценке фактического воздействия нормативного правового акта Сланцевского муниципального района;
осуществление мониторинга проведения ОРВ в муниципальном образовании Сланцевский муниципальный Ленинградской области.
Уполномоченный орган в рамках своей компетенции осуществляет функции регулирующего органа. В этом случае уполномоченный орган обязан обеспечить публичность, прозрачность, раздельность работы и отсутствие конфликта интересов в отношении проведения ОРВ проектов актов, в том числе путем создания независимых рабочих групп, а также привлечения в рамках проведения ОРВ экспертных и отраслевых организаций на возмездной или безвозмездной основе.
2.3. Регулирующие органы осуществляют следующие функции:
принятие решения о проведении ОРВ проекта акта;
подготовка проекта акта и пояснительной записки к нему, размещение уведомления о публичном обсуждении проекта акта и пояснительной записки к нему на официальном сайте;
проведение публичного обсуждения проекта акта и пояснительной записки к нему с заинтересованными лицами;
инициирование привлечения заинтересованных лиц к обсуждению проекта акта;
проведение анализа поступивших замечаний и предложений по окончании публичного обсуждения проекта акта;
обоснованное аргументирование отклонения поступивших предложений и замечаний или их отдельных положений;
составление свода замечаний и предложений по итогам проведения ОРВ проекта акта;
подготовка предварительного заключения об ОРВ проекта акта и направление предварительного заключения об ОРВ, проекта акта, пояснительной записки к нему и свода замечаний и предложений по итогам проведения ОРВ проекта акта в уполномоченный орган;
участие в экспертизе актов и оценке фактического воздействия нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района;
рассмотрение заключения уполномоченного органа об экспертизе акта и принятие решения об отмене акта или его отдельных положений и (или) внесении изменений в акт или его отдельные положения;
рассмотрение заключения уполномоченного органа об оценке фактического воздействия нормативного правового акта Сланцевского муниципального района и принятие решения об отмене нормативного правового акта или о внесении изменений в нормативный правовой акт Сланцевского муниципального района.
2.4. Заинтересованные лица вправе:
принимать участие в публичных обсуждениях при проведении ОРВ проектов актов и экспертизы актов;
направлять замечания и предложения к проекту акта в ходе проведения публичных обсуждений;
направлять предложения по проведению экспертизы актов и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района;
принимать участие в совещаниях по экспертизе актов и оценке фактического воздействия нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района.
3. Обсуждение концепции предлагаемого правового регулирования
3.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, регулирующий орган проводит публичное обсуждение концепции предлагаемого правового регулирования с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания имеющейся проблемы, определения вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у заинтересованных лиц необоснованных издержек в связи с его введением.
В случае принятия регулирующим органом решения о необходимости проведения ОРВ на этапе формирования концепции предлагаемого правового регулирования регулирующий орган размещает уведомление о публичном обсуждении концепции предлагаемого им правового регулирования на официальном сайте. К уведомлению прилагается опросный лист для участников публичного обсуждения и пояснительная записка, требования к структуре и содержанию которой определяются уполномоченным органом.
Срок проведения публичного обсуждения концепции предлагаемого правового регулирования составляет не менее пяти рабочих дней со дня размещения уведомления об обсуждении концепции предлагаемого правового регулирования на официальном сайте.
3.2. О размещении уведомления о публичном обсуждении концепции предлагаемого правового регулирования на официальном сайте регулирующий орган извещает:
уполномоченный орган;
организации, действующие на территории Сланцевского муниципального района, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
заинтересованных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным обсуждениям исходя из содержания проблемы, цели и предмета правового регулирования;
организации, осуществляющие хозяйственную деятельность в соответствующей сфере правового регулирования.
3.3. Регулирующий орган рассматривает предложения, поступившие в установленный пунктом 3.1 настоящего Порядка срок, составляет и размещает на официальном сайте свод замечаний и предложений в течение трех рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения.
3.4. В случае если по итогам проведения публичного обсуждения концепции предлагаемого правового регулирования регулирующим органом будет принято решение о выборе варианта правового регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, регулирующий орган проводит повторное публичное обсуждение данного варианта правового регулирования.
3.5. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления о публичном обсуждении, регулирующий орган принимает решение о подготовке проекта акта либо об отказе введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта акта регулирующий орган размещает на официальном сайте соответствующую информацию и извещает о принятом решении органы, организации и лиц, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, которые ранее извещались о размещении уведомления.
4. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
4.1. Проведение ОРВ проектов актов предусматривает следующие этапы:
размещение уведомления о публичном обсуждении проекта акта с пояснительной запиской к нему на официальном сайте регулирующим органом, являющимся разработчиком проекта акта;
проведение публичного обсуждения проекта акта и пояснительной записки к нему с заинтересованными лицами регулирующим органом, являющимся разработчиком проекта акта;
составление свода замечаний и предложений по итогам проведения ОРВ проекта акта регулирующим органом, являющимся разработчиком проекта акта;
направление проекта акта, уведомления о публичном обсуждении проекта акта, пояснительной записки к нему, свода замечаний и предложений по итогам проведения ОРВ проекта акта, предварительного заключения в уполномоченный орган;
подготовка заключения об ОРВ проекта акта уполномоченным органом и размещение его на официальном сайте.
4.2. Регулирующий орган размещает уведомление о публичном обсуждении проекта акта на официальном сайте по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. К уведомлению о публичном обсуждении проекта акта прилагаются:
проект акта;
пояснительная записка по форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку;
опросный лист по форме согласно приложению №3 к настоящему Порядку.
4.3. Регулирующий орган размещает на официальном сайте проект акта и пояснительную записку к нему, опросный лист и уведомляет о проведении публичного обсуждения органы, организации и лиц, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка.
4.4. Регулирующий орган дополнительно проводит опросы посредством проведения совещаний, круглых столов с участниками процедуры ОРВ в отношении проектов актов, имеющих высокую или среднюю степень регулирующего воздействия, указанных в пункте 4.4 настоящего Порядка.
Целями проведения публичных обсуждений являются:
сбор мнений заинтересованных лиц относительно обоснованности выбора варианта предлагаемого правового регулирования регулирующим органом;
установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов (расходов) областного бюджета Ленинградской области, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных регулирующим органом, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования.
4.5. Срок проведения публичного обсуждения проекта акта устанавливается с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта, со дня размещения уведомления о публичном обсуждении проекта акта на официальном сайте и составляет:
не менее 12 рабочих дней - для проектов актов, имеющих высокую степень регулирующего воздействия, содержащих положения, устанавливающие новые обязательные требования, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливающие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также устанавливающие новые обязательные требования;
не менее семи рабочих дней - для проектов актов, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, содержащих положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Сланцевского муниципального района обязательные требования, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Сланцевского муниципального района обязательные требования;
не менее пяти рабочих дней - для проектов актов, имеющих низкую степень регулирующего воздействия, отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
4.6. В отношении проектов актов, направленных на приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства и(или) областного законодательства, не предусматривающих введение или изменение обязательных требований, обязанностей и запретов для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, ответственности за нарушение нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, регулирующий орган размещает проект акта и пояснительную записку к нему на официальном сайте и одновременно направляет их в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ проекта акта.
4.7. Срок проведения публичного обсуждения может быть продлен регулирующим органом, который дополнительно извещает о своем решении органы, организации и лиц указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка.
4.8. Регулирующий орган обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта, и подготавливает свод замечаний и предложений по форме согласно приложению № 4 к настоящему Порядку и предварительное заключение об ОРВ проекта акта по форме согласно приложению № 5 к настоящему Порядку.
4.9. В случае принятия замечаний и предложений проект акта и пояснительная записка к нему дорабатываются регулирующим органом.
Доработанные проект акта, пояснительная записка к нему, свод замечаний и предложений, предварительное заключение об ОРВ проекта акта, подтверждение направленного уведомления о публичном обсуждении проекта акта, иные материалы по усмотрению регулирующего органа направляются за подписью руководителя регулирующего органа в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения для подготовки заключения об ОРВ и одновременно размещаются на официальном сайте.
4.10. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения, регулирующий орган может принять мотивированное решение об отказе в принятии проекта акта.
В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта акта регулирующий орган размещает на официальном сайте соответствующее сообщение и извещает об этом органы, организации и лиц, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка.
4.11. В случае если в результате согласования проекта акта в соответствии с Инструкцией по делопроизводству регулирующим органом будет принято решение о выборе варианта правового регулирования, отличного от первоначально прошедшего процедуру ОРВ, регулирующий орган проводит повторное публичное обсуждение варианта предлагаемого правового регулирования как предпочтительного в порядке, установленном настоящим разделом.
5. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта
5.1. Заключение об ОРВ проекта акта подготавливается уполномоченным органом в течение семи рабочих дней с момента поступления в уполномоченный орган комплекта документов, указанных в пункте 4.8 настоящего Порядка (далее - комплект документов) по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.
5.2. В заключении об ОРВ проекта акта делаются выводы о соблюдении регулирующим органом порядка проведения ОРВ, о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязательные требования, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования полученных регулирующим органом результатов ОРВ проекта акта.
При подготовке заключения об ОРВ уполномоченный орган вправе запрашивать дополнительную информацию, копии документов у регулирующего органа.
5.3. В случае недостаточности обоснований решения проблемы предложенным способом правового регулирования уполномоченный орган может провести дополнительные публичные обсуждения с органами, организациями и лицами, указанными в пункте 3.2 настоящего Порядка, и подготовить заключение об ОРВ проекта акта в течение 10 рабочих дней с момента поступления в уполномоченный орган комплекта документов.
5.4. В случае выявления уполномоченным органом несоблюдения процедуры проведения ОРВ проекта акта делается вывод о необходимости повторного проведения процедуры ОРВ регулирующим органом, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и направлением в уполномоченный орган комплекта документов.
5.5. В случае соответствия проведенной регулирующим органом процедуры ОРВ требованиям настоящего Порядка уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности полученных регулирующим органом результатов процедуры ОРВ.
5.6. В случае отсутствия замечаний к комплекту документов, результатам ОРВ уполномоченный орган направляет в регулирующий орган заключение об ОРВ проекта акта без замечаний.
5.7. В случае выявления несоответствия комплекта документов и их качества требованиям настоящего Порядка, в том числе отсутствия информации, содержащейся в пояснительной записке к проекту акта, наличия положений, вводящих избыточные обязательные требования, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, уполномоченный орган направляет в регулирующий орган заключение об ОРВ проекта акта с перечнем замечаний, требующих устранения.
Регулирующий орган учитывает выводы, содержащиеся в заключении об ОРВ проекта акта, устраняет замечания и повторно направляет в уполномоченный орган комплект документов в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения.
5.8. В случае несогласия с замечаниями уполномоченного органа, изложенными в заключении об ОРВ проекта акта, регулирующий орган, разработавший проект акта, направляет в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней мотивированное заключение и лист разногласий с указанием замечаний, с которыми регулирующий орган не согласен.
5.9. Уполномоченный орган должен не позднее пяти рабочих дней с даты получения мотивированного заключения и листа разногласий обеспечить проведение обсуждения проекта акта на заседании рабочей группы по ОРВ, образованной уполномоченным органом, с участием регулирующего органа, заместителя главы администрации, курирующего структурное подразделение администрации, ответственное за разработку проекта акта, и иных заинтересованных лиц в целях достижения взаимоприемлемого решения.
По результатам обсуждения разногласий на заседании рабочей группы по ОРВ принимается одно из следующих решений:
о снятии разногласий;
о возвращении документов регулирующему органу для учета (устранения) выводов (замечаний), изложенных в заключении об ОРВ проекта акта;
о направлении уполномоченным органом доклада главе администрации Сланцевского муниципального района о недостижении взаимоприемлемого решения для принятия соответствующего решения.
В случае необходимости для разрешения разногласий, возникающих по результатам проведения ОРВ проекта акта, уполномоченный орган приглашает на заседания рабочей группы по ОРВ независимых экспертов.
5.10. Заключение об ОРВ проекта акта размещается на официальном сайте не позднее трех рабочих дней со дня его подписания руководителем уполномоченного органа и направляется в регулирующий орган.
5.11. Отсутствие заключения уполномоченного органа об ОРВ проекта акта без замечаний является основанием для отказа в согласовании проекта акта без замечаний. Такой проект акта без замечаний возвращается в регулирующий орган.
6. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов
6.1. Решение о проведении экспертизы принимается уполномоченным органом и предусматривает следующие этапы:
рассмотрение предложений, поступивших в уполномоченный орган от органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления Сланцевского муниципального района и заинтересованных лиц, свидетельствующих о наличии положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности;
формирование и утверждение плана проведения экспертизы актов на текущий год;
размещение плана проведения экспертизы актов на текущий год на официальном сайте;
размещение уведомления о публичном обсуждении акта на официальном сайте; проведение публичного обсуждения акта с заинтересованными лицами;
составление свода замечаний и предложений по итогам проведения экспертизы акта;
подготовка заключения об экспертизе акта и его размещение на официальном сайте.
6.2. Экспертиза актов осуществляется на основании предложений о проведении экспертизы, поступивших в уполномоченный орган от органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления Сланцевского муниципального района и заинтересованных лиц.
На основе предложений о проведении экспертизы акта, поступивших в уполномоченный орган, составляется план проведения экспертизы (далее - план).
Акты включаются в план при наличии сведений, свидетельствующих о наличии положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
План утверждается уполномоченным органом на текущий год и размещается на официальном сайте.
6.3. Экспертиза акта проводится в сроки, не превышающие 60 календарных дней со дня размещения уведомления о публичном обсуждении акта на официальном сайте. По поручению главы администрации Сланцевского муниципального района экспертиза акта может быть проведена уполномоченным органом в иные сроки.
6.4. Уполномоченный орган размещает на официальном сайте уведомление о публичном обсуждении акта и извещает органы, организации и лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка.
В уведомлении указываются срок проведения публичного обсуждения, а также способ направления в уполномоченный орган предложений и замечаний участников публичного обсуждения.
6.5. Уполномоченный орган дополнительно может проводить опросы, организовывать совещания и круглые столы с органами, организациями и лицами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка.
6.6. Регулирующий орган по запросу уполномоченного органа представляет материалы, необходимые для проведения экспертизы.
6.7. По окончании публичных обсуждений уполномоченный орган рассматривает предложения и замечания, поступившие в установленный срок в связи с размещением уведомления, и составляет свод замечаний и предложений.
Свод замечаний и предложений по итогам проведения экспертизы акта содержит сведения об учете поступивших замечаний и предложений, аргументированных причинах их отклонения или частичного учета уполномоченным органом.
6.8. По итогам проведения экспертизы акта уполномоченным органом подготавливается заключение об экспертизе акта.
6.9. В случае выявления в акте положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, уполномоченным органом направляется в регулирующий орган, разработавший акт, заключение об экспертизе акта, содержащее предложения по отмене акта или его отдельных положений и (или) внесению изменений в акт.
6.10. Регулирующий орган в течение 10 рабочих дней рассматривает заключение об экспертизе и принимает решение об отмене акта или его отдельных положений и(или) внесении изменений в акт либо о необоснованности выводов экспертизы и направлении мотивированного заключения.
Регулирующий орган уведомляет о своем решении уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заключения об экспертизе.
В случае получения решения о необоснованности выводов экспертизы уполномоченный орган в течение семи рабочих дней с момента получения мотивированного заключения обеспечивает проведение обсуждения результатов экспертизы на заседании рабочей группы по ОРВ с участием регулирующего органа, заместителя главы администрации, курирующего регулирующий орган, и заинтересованных лиц, на котором принимается окончательное решение.
Принимаемые на заседании рабочей группы по ОРВ решения оформляются протоколом. Уполномоченным органом составляется протокол в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания и направляется всем участникам заседания.
6.11. Заключения об экспертизе актов размещаются уполномоченным органом на официальном сайте.
6.12. Уполномоченный орган извещает о результатах экспертизы органы, организации и лица, принимавшие участие в публичных обсуждениях акта.
7. Мониторинг фактического воздействия муниципальных нормативных
правовых актов
7.1. Уполномоченный орган осуществляет мониторинг фактического воздействия муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления (далее – муниципальные нормативные правовые акты), в отношении которых проводилась ОРВ, на основании предложений, поступивших в уполномоченный орган от органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления Сланцевского муниципального района и заинтересованных лиц, свидетельствующих о наличии положений, которые могут создавать условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и иной экономической деятельности, или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджета муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области.
7.2. Для проведения оценки фактического воздействия муниципального нормативного правового акта рассчитываются фактические значения показателей (индикаторов) достижения целей регулирующего воздействия муниципального нормативного правового акта, а также оцениваются фактические положительные и отрицательные последствия установленного правового регулирования.
7.3. В отношении муниципального нормативного правового акта, подлежащего оценке фактического воздействия, уполномоченный орган подготавливает отчет об оценке фактического воздействия, содержащий следующие сведения и материалы:
реквизиты муниципального нормативного правового акта;
сведения о проведении ОРВ проекта акта и ее результатах, включая пояснительную записку, заключение об ОРВ, свод замечаний и предложений;
сравнительный анализ установленных в пояснительной записке прогнозных индикаторов достижения целей регулирующего воздействия и их фактических значений. Приводятся также методики расчета индикаторов и источники использованных данных. Для оценки фактических значений показателей используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие источники информации;
анализ фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования в сравнении с прогнозными положительными и отрицательными последствиями;
результаты предыдущих оценок фактического воздействия (при наличии);
7.4. Регулирующий орган в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный орган за подписью руководителя подготовленный отчет об оценке фактического воздействия и перечень органов, организаций и лиц, которые ранее информировались о проведении публичных обсуждений в рамках процедуры ОРВ проекта акта.
7.5. Уполномоченный орган размещает отчет об оценке фактического воздействия, текст нормативного правового акта и опросный лист для участников публичного обсуждения на официальном сайте на срок не менее 15 рабочих дней.
Уполномоченный орган извещает о публичном обсуждении и о результатах мониторинга фактического воздействия органы, организации и лиц, которые ранее информировались о проведении публичных обсуждений в рамках процедуры ОРВ проекта акта.
Целью публичных обсуждений является выработка мнения по вопросу достижения в процессе действия нормативного правового акта заявленных целей правового регулирования, а также целесообразности отмены или изменения данного нормативного правового акта или его отдельных положений.
В период публичного обсуждения уполномоченный орган организует совещания и круглые столы с органами, организациями и лицами, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка.
7.6. Уполномоченный орган направляет в регулирующий орган поступившие предложения в течение трех рабочих дней с момента окончания публичного обсуждения. Регулирующий орган дорабатывает отчет об оценке фактического воздействия, включая в том числе информацию о поступивших предложениях, учете или причинах их отклонения, и направляет за подписью руководителя в уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней.
7.7. Уполномоченный орган подготавливает заключение об оценке фактического воздействия в течение 10 рабочих дней с даты получения доработанного отчета регулирующего органа. В заключении отражаются выводы о достижении заявленных целей регулирования, оцениваются положительные и отрицательные последствия действия нормативного правового акта, также могут быть представлены предложения об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений. Уполномоченный орган размещает доработанный отчет об оценке фактического воздействия и заключение об оценке фактического воздействия на официальном сайте.
7.8. Если заключение об оценке фактического воздействия содержит предложение об отмене или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, указанное заключение направляется на рассмотрение в регулирующий орган, имеющий полномочия для отмены либо внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт.
7.9. Регулирующий орган, имеющий полномочия для отмены или внесения изменений в нормативный правовой акт, в течение 10 рабочих дней рассматривает заключение об оценке фактического воздействия и принимает решение об отмене нормативного правового акта или внесении изменений в нормативный правовой акт либо о необоснованности выводов, содержащихся в заключении об оценке фактического воздействия, и направлении мотивированного заключения.
7.10. Регулирующий орган, имеющий полномочия для отмены или внесения изменений в нормативный правовой акт, уведомляет о своем решении уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней с даты получения заключения об оценке фактического воздействия.
В случае получения решения о необоснованности выводов, содержащихся в заключении об оценке фактического воздействия, уполномоченный орган в течение семи рабочих дней с момента получения мотивированного заключения обеспечивает проведение обсуждения результатов оценки фактического воздействия на заседании рабочей группы по ОРВ с участием регулирующего органа и заинтересованных лиц, на котором принимается окончательное решение.
Принимаемые на заседании рабочей группы по ОРВ решения оформляются протоколом. Уполномоченным органом составляется протокол в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания и направляется всем участникам заседания.
7.11. Уполномоченный орган извещает о результатах мониторинга фактического воздействия органы, организации и лица, принимавшие участие в публичных обсуждениях.
8. Рекомендации по заполнению пояснительной записки
к проекту нормативного правового акта
Пояснительная записка к проекту муниципального нормативного правового акта составляется по форме согласно Приложению 2 к Порядку, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской, иной экономической деятельности. Пояснительная записка подписывается руководителем структурного подразделения Администрации или руководителем муниципального учреждения, непосредственно разработавшего проект муниципального акта. В случае отсутствия установленных сведений уполномоченный орган возвращает разработчику проекта муниципального нормативного правового акта пояснительную записку на доработку. К моменту размещения пояснительной записки на официальном сайте разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта должны быть заполнены все разделы пояснительной записки. В пояснительной записке приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов пояснительной записки, приводятся в приложении к нему. Информация об источниках данных и методах расчета должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к пояснительной записки.
8.1. В разделе 1 пояснительной записки «Общая информация» приводятся краткие сведения о проекте муниципального нормативного правового акта, включая описание проблемы, для решения которой направлено предлагаемое правовое регулирование, цели и способы предлагаемого правового регулирования.
Разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта даются пояснения, по каким из предусмотренных оснований проводилось отнесение проекта муниципального нормативного правового акта к той или иной степени регулирующего воздействия.
Для проектов муниципальных нормативных правовых актов с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта муниципального нормативного правового акта, которые устанавливают ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности, запреты, ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности или способствуют их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами расходов (включая дополнительные временные затраты на исполнение вновь вводимых требований) указанных лиц.
Для проектов муниципальных нормативных правовых актов, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, приводится краткое описание предусмотренных действующими нормативными правовыми актами изменяемых проектом акта обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности со ссылкой на соответствующие положения действующих нормативных правовых актов.
При наличии указываются положения проекта акта, приводящие к увеличению предусмотренных действующими нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, а также оценки текущего уровня расходов, связанных с действующими обязанностями, запретами и ограничениями.
Для проектов муниципальных нормативных правовых актов, имеющих низкую степень регулирующего воздействия, приводятся формулировки, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Сланцевского муниципального района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
8.2. В разделе 2 пояснительной записки «Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование» приводится подробное описание выявленной проблемы, в целях решения которой производится разработка предлагаемого правового регулирования.
Важно, чтобы формулировка проблемы была конкретной и понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
При формулировании проблемы важно учитывать, что отсутствие нормативного правового регулирования какой-либо сферы само по себе не является проблемой. Также наличие поручения о разработке проекта муниципального нормативного правового акта не является доказательством наличия проблемы.
Проблемы в различных сферах регулирования общественных отношений выявляются разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта в соответствующих сферах общественных отношений различными путями:
посредством выявления несоответствия заявленных в действующих нормативных правовых актах целей фактическим результатам в области их действия;
на основе данных органов государственного (муниципального) контроля (надзора), статистических данных о причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, общественному правопорядку, нанесении экологического ущерба, причинении экономического ущерба бюджету Сланцевского муниципального района и бюджету Сланцевского городского поселения или отдельным группам лиц и прочее;
на основе данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных результатов социологических исследований;
в результате получения обращений граждан и организаций;
иными способами.
Негативные эффекты, связанные с наличием рассматриваемой проблемы, могут проявляться в следующем.
Наличие недопустимо высокого риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, общественному порядку, имуществу физических или юридических лиц, причинения экологического ущерба или экономического ущерба, в том числе бюджету Сланцевского муниципальный района и бюджету Сланцевского городского поселения. Подтверждением существования проблемы в этом случае могут служить данные о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний.
Неприемлемо высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации или за рубежом либо сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере), а также данные об обращениях граждан и организаций.
Недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов и так далее.
Наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими оценками.
За неимением официальных источников информации при проведении анализа проблемы разработчик проекта муниципального нормативного правового акта может также опираться на данные независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений. При этом учитывается возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений.
В пояснительной записке приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к ее решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается, какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
В случае невозможности решения проблемы без изменения федерального законодательства и (или) законодательства субъекта Российской Федерации дается прогноз, в какой части предлагаемого правового регулирования цели могут быть достигнуты путем принятия нормативного правового акта.
8.3. В разделе 3 пояснительной записки «Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения» разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования всегда направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ею негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается в терминах «улучшение ситуации», «создание условий», «содействие» и иными сходными характеристиками.
Для последующего проведения мониторинга фактического воздействия в пояснительной записке указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
8.4. В разделе 4 пояснительной записки «Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)» указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
Рекомендуется также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например, ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.
8.5. В разделе 5 пояснительной записки «Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования» необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права Администрации, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
Кратко описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно органом они реализуются (будут реализовываться), какие полномочия делегируются муниципальному уровню, государственным или негосударственным организациям и другим лицам. Под порядком реализации функций в том числе понимаются регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее.
По каждой изменяемой функции рекомендуется указать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе их оценки по аналогичным выполняемым функциям и объему предполагаемой деятельности.
В данном разделе пояснительной записки указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.
8.6. В разделе 6 пояснительной записки «Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета Сланцевского муниципального района и бюджета Сланцевского городского поселения, связанных с введением предлагаемого правового регулирования» приводится оценка расходов возможных поступлений бюджета Сланцевского муниципального района и бюджета Сланцевского городского поселения, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления, выделенных в разделе 5 пояснительной записки. Оценка расходов и возможных поступлений приводится для различных временных периодов в сопоставимых ценах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
8.7. В разделе 7 пояснительной записки «Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)» приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений, определяемых в соответствии с разделом 4 пояснительной записки.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
8.8. В разделе 8 пояснительной записки «Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования» приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков.
Риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект муниципального нормативного правового акта направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу фактического воздействия, «пилотному» внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска.
Риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны), а также в проведении мониторинга фактического воздействия.
Риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматривают как вариант осуществления контроля государственными органами, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями.
Риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения муниципальных органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств бюджета Сланцевского муниципального района и бюджета Сланцевского городского поселения, в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения выявлен в муниципальном секторе), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп).
Риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий.
В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом.
Риски ухудшения инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов.
Риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам.
Риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции.
Риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями.
Экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием.
Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования.
В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность / высокая вероятность / средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
8.9. Разделы 4 - 8 пояснительной записки заполняются разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта для всех рассматриваемых альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования. Впоследствии для каждого из вариантов предлагаемого правового регулирования приводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков по сравнению с иными вариантами. Обоснование выбора предпочтительного способа решения проблемы делается на основе сопоставления издержек и выгод различных способов.
8.10. В разделе 9 пояснительной записки «Сравнение возможных вариантов решения проблемы» приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы.
Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая ее негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.
Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования.
8.11. В разделе 10 пояснительной записки «Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта муниципального нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения» указывается предполагаемая дата вступления в силу муниципального нормативного правового акта, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта.
Если отдельные положения проекта муниципального нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта муниципального нормативного правового акта, приводится обоснование отсрочки. Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта муниципального нормативного правового акта обосновываются технологическими, экономическими, организационными и иными ограничениями, не позволяющими участникам отношений, включая органы местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
8.12. В разделе 11 пояснительной записки «Иные сведения, которые, по мнению разработчика проекта муниципального нормативного правового акта, позволяют оценить обоснованность предлагаемого способа правового регулирования» разработчик проекта муниципального нормативного правового акта приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов.